klim_vo (klim_vo) wrote,
klim_vo
klim_vo

Category:

О "естественности" и "вечности" капитализма

Главный аргумент антикоммунистов, антимарксистов, апологетов свободного рынка: капитализм естественен, а социализм/коммунизм искусственен, потому не жизнеспособен.



Подробно и обстоятельно, как я это делаю обычно, разбирать этот аргумент не буду, а приведу свои ответные комментарии на одно из подобных высказываний оппонента (не пропадать же добру!) с небольшими добавлениями.

Оппонент: «Капитализм — это естественное состояние вещей, стихийно возникающее в случае, когда капитал и труд делаются свободными».

«Капитализм — это ... когда капитал...»

Это тавтология. Капитализм естественен при капитализме. А при рабовладении было естественно рабовладение...

Капитализм, как и вообще капитал, исторически преходящ: он не всегда был (это исторический факт) и, можно предположить (для этого есть все основания), что не всегда будет, он когда-то возник и когда-то исчезнет, дав жизнь новому обществу, построенному на новых правилах.

Что естественно в одно время, при одном развитии производительных сил, то становится внутренне противоречивым в других условиях (и гибнет, переходя в новое качество). Так происходила смена одной общественно-экономической формации другой (первобытно-общинный строй сменился рабовладельческим, рабовладельческий — феодальным, феодальный — капиталистическим).

Называть свободным труд при капитализме — это издевательство. Вы, быть может, имели в виду свободную продажу рабочей силы?

Не может быть в полном смысле слова свободным наёмный труд, особенно изнурительный, за «минималку» и под страхом оказаться в числе безработных. Свободным труд будет только при коммунизме — основанный на полностью осознанной внутренней потребности человека созидать, приносить пользу обществу, развивать и реализовывать свои творческие способности.

Ленин (газета «Коммунистический субботник» от 11.04.1920): «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма».

Оппонент: «Социализм — это чисто искусственная умозрительная конструкция, требующая постоянного давления и на то и на другое».

К. Маркс (Капитал): «Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы». При социализме не будет капитала и наёмных рабочих, исчезнет отчуждение труда от человека, труд станет по-настоящему свободным. Поэтому и никакого давления на то и другое не будет.

Очень странно, что естественным для вас является частное присвоение капиталистом произведённого обществом общественного продукта, производство ради прибыли в кармане капиталиста, а искусственным и умозрительным — производство ради непосредственно удовлетворения потребностей людей.

Коммунизм внутри семьи совершенно естественен (отсутствие товарно-денежных отношений и т. д.), но на всё общество почему-то вы не в состоянии эту естественность распространить.

(В следующей моей публикации, которую я назову «Люди-константы», я остановлюсь на особенности мышления некоторых людей принимать существующее за должное, не умеющих мыслить диалектически — в развитии и с учётом связей вещей, то есть конкретно.)

Полностью естественным и стихийным является только возрастание энтропии, развал и деградация, а любая созидательная деятельность людей требует искусственности, приложения сознательных сил — социализм в том числе, впрочем, как и капитализм. Что лучше на данном этапе служит достижению целей общества (выживанию и процветанию человеческой популяции), то и естественней. Капитализм, как учит диалектика, есть прогрессивный строй по сравнению с предыдущими формациями, который обеспечил быстрое и мощное развитие производительных сил, но с неизбежностью приходит время, когда имеющиеся в нём противоречия нарастают, прогресс сменяется регрессом, торможением. Голословно утверждать, что капитализм вечен, неизменен и самый лучший на все времена — это антидиалектично.

Оппонент: «Капитализм — антагонистичен государству по своей природе — ему требуется свобода, государство же эту свободу у него отбирает».

Если говорить упрощённо, то государство — это государственная власть (в обыденном сознании под государством как раз и понимают власть, репрессивный орган для ограничения свободы). Капиталистическое общество — классовое. Господствующим при капитализме является класс капиталистов. Государственная власть поэтому принадлежит классу капиталистов и защищает интересы капиталистов. По другому при капитализме просто не бывает, иначе это не был бы капитализм. Так как капиталистов много, причём ведущих между собой конкурентную борьбу, то власть в капиталистическом государстве обязана строиться по определённым правилам консенсуса, то есть обязательно кого-то в чём-то будет ограничивать, но в любом случае власть при капитализме принадлежит капиталистам и защищает их интересы, а интересы других членов общества защищаются лишь постольку, поскольку это идёт на пользу капиталистам (давать жить пролетариям лишь в той степени, чтобы получать от них максимальную прибавочную стоимость, сохранять существующее положение, не давать классу пролетариата быть сильно недовольным).

Естественной целью любого правительства, интересы какого бы класса оно ни выражало, является рост общественного благосостояния. Поэтому даже при капитализме, особенно в его развитой стадии, государство вынуждено проводить так называемую социализацию экономики (мы понимаем, конечно, что по-настоящему социальной может быть только социалистически построенная экономика, но всё же): пособия безработным, пенсии, антимонопольные службы и т. д. В своём утверждении Вы, сами того не хотя, указали на противоречие между капиталистической экономической системой и социальным государством (не вообще государством, а социальным государством, как бы к этому понятию ни относиться): свобода капиталиста ограничивается вынужденно, т. к. абсолютно свободный капитализм не способен создать всеобщее благоденствие, социальную справедливость. Как минимум, абсолютная, неограниченная свобода опасна самому капитализму, потому что чревата социальными конфликтами вследствие неравномерного, несправедливого распределения производимых в обществе богатств. Государство — это ограничение естественное, а не искусственное.

При полном коммунизме не будет государства в смысле отсутствия господствующего класса, имеющего власть, т. к. коммунистическое общество бесклассовое. Как будет общество самоорганизовываться, осуществлять ограничивающее воздействие на возможные антиобщественные проявления отдельных членов общества — всё это пока из области гипотез. При социализме же государство существует — государство диктатуры пролетариата, т. к. продолжают существовать пережитки буржуазного сознания у многих людей, мечтающих стать буржуями (эксплуататорами-паразитами), и существует капиталистическое окружение.

Альберт Тарасов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments