Моя прабабушка, русская крестьянка, много чего рассказывала про жизнь и до революции и после, а рассказы её передавались у нас в семье из поколения в поколение как память. Они жили в Псковской обл, семья была "середняки", но её в 9 лет отдали в услужение к барыне. Там приходилось и коров доить и всякую крестьянскую работу выполнять.Тяжело на селе было всегда, но она была твёрдо уверена, что при царе было хуже. Они, голодными девчонками, пошли как-то в лес - хоть грибов или ягод набрать, а лес - барский. Обходчики их поймали и 5 км гнали кнутами до деревни, ноги ей сильно повредили.
Прадед ушёл на войну в 14м и сразу погиб, оставив жену и 8 детей почти без средств к существованию. Царское правительство, естественно, ни копейкой семье не помогло. Из 8 детей мой дед один выжил. Остальные и его мать - умерли от голода. Так, что не все до 17го "хрустели французской булкой".
Моя бабушка хорошо помнила юность, которая пришлась на 1950-е годы, и общежитие университета на 15 девушек в комнате, где ничего кроме тумбочки, койки и подушки не выдавали, все остальное - сами принесите. И в такой комнате кто-то кушает на тумбочке, кто-то готовится к экзамену, кто-то спит и все равно юность, романтика. Другая бабушка тепло вспоминала годы до войны, мол яблоки и груши вот такенные росли, теперь такие не растут. В войну ей пришлось жить в землянке, стала болеть, отца немцы расстреляли как истового партизана, еще и лагерь военнопленных недалеко, а условия там были ужасные. После войны хотелось учиться, но школа далеко, еще и мать болела, в общем только в 21 год окончила вечернюю школу.
А ещё она рассказывала, что при немцах не было воровства.Это было в оккупированном Мариуполе.Воинские части НЕМЦЕВ,т.к. через Мариуполь проходило много и итальянских частей, останавливались в городе и размещались в дворах жилых домов. Раскладывали свои пожитки, просушивали бельё и свой н.з. Так вот, один пацанёнок, лет пяти, украл у немца шоколадку, а тот-заметил. Взял этого пацанёнка, посадил на капот грузовика и стал созывать малышню. Поскольку это было уже через некоторое время после захвата города, то немцев уже не боялись и детвора с интересом их рассматривала. Дети собрались, смотрят, а пацанёнку льстит всеобщее внимание. Немец стал объяснять, как мог, что воровать не хорошо.А потом достал пистолет и выстрелом в голову застрелил "вора". Вот такая агитация.
Прежде, чем слушать бредни о счастливой жизни крестьян до революции - сейчас такой тренд почему то набирает силу, необходимо самому знакомиться с документальной, исторической и русской художественной литературой 19 в, начала 20 в. Все материалы в свободном доступе. В конце концов, если лень читать, можно бегло пробежаться по картинам русских художников-передвижников того времени. На картинах достоверно изображен и сельский быт крестьян, и городские будни фабричных и заводских рабочих, и "райская жизнь" российского обывателя.
В "раю" жили помещики, купцы, дворянское сословие. Да и то, далеко не все из них хрустели французскими булками, запивая их "кофием" со сливками, заедая вологодским сливочным маслом. Ведь до 40- х годов 20 века в деревнях крестьяне ещё в лаптях ходили. О какой райской жизни поют новоявленные краснобаи?