klim_vo (klim_vo) wrote,
klim_vo
klim_vo

Category:

Почему у коммунаров в мире Ефремова нет личного пространства?



Ефремов в своих книгах про общество далёкого коммунистического будущего поставил перед собой действительно великую задачу — показать мир, в самой своей основе отличный от нашего современного. Причём эти отличия заключаются не столько в технических достижениях, сколько в принципиально ином быте, общении между людьми и тому подобных деталях. И самое первое, на что читатель обращает внимание в ефремовском описании жизни коммунаров — это их крайний аскетизм.

На рабочем месте — никаких личных вещей.

У коммунаров нет собственных домов, дач и живут они в общем-то кочевой жизнью. Дети их к дому не привязывают, личных вещей немного и любой ефремовский коммунар легко покидает свою очередную временную обитель, переселяясь в новое жильё, которое может располагаться на удалённом острове, в космосе, под водой. Можно заметить, что у людей мира Полдня Стругацких, который по сути являются улучшенным вариантом современного писателям социалистического социума, такого нет. В мире Полдня есть дачи размером с приличный особняк — например, у Корнея Яшмаа. Есть и постоянные квартиры, в которых они живут вполне обычными семьями, пусть и «атомарными», то есть состоящими из всего одного поколения — ни детей, ни бабушек с дедушками.

Работа — всегда на первом плане.

А вот у Ефремова даже постоянные пары семью в современном смысле слова не образуют. У них попросту нет общего быта и семейных забот. Говоря фигурально, они не вьют семейных гнёздышек. Притом никакого государственного или общественного надзора, который бы следил за недопущением «буржуазных фикусов на подоконнике» (так об этом несчастном растении говорили реальные коммунары двадцатых годов), в ефремовском будущем нет, он попросту не нужен. Однако у современного человека отсутствие «нормального» быта и возможности для личного уединения вызовет в первую очередь ассоциацию с тюремным заключением. Поэтому многие нынешние читатели не принимают ефремовскую утопию. Между тем, этот гениальный писатель действительно показал нам, как выглядит идеальный мир.

Даже в одежде — ничего лишнего.

Чем вызвано стремление отгородиться от внешнего мира в целом и от окружающего нас общества в частности? Во-первых, дискомфортом физическим. Дом — место, защищённое от непогоды, врагов («мой дом — моя крепость») и всех прочих негативных воздействий. Во-вторых и главных, приватность обеспечивает защиту от непомерных моральных требований общества как такового и претензий других людей контролировать ваш быт. Всем знакомы люди, постоянно указывающие окружающим, как им нужно воспитывать детей, варить борщ, что читать, какую музыку слушать и т.д. Домашние стены позволяют оградить своё личное пространство от подобной дидактической (то бишь поучающей) агрессии.

Коммунарам Ефремова принцип жителей мира Полдня «Главное — на Земле» показался бы скучным бредом.

Нужно сказать, что в обществе Полдня у Стругацких некоторое количество таких навязчивых типов, несмотря на всю Высокую теорию воспитания, ещё есть. Что и вызывает у людей, в первую очередь творческих, у которых нет лишних сил и желания каждый раз давать отпор подобны наездам (совершаемым, конечно же, из лучших побуждений), потребность иметь личное пространство, а затем и обустраивать это пространство. А вот у Ефремова любой выявленный социальный агрессор немедленно подвергается принудительному лечению, либо отправляется на Остров Забвения. В любом случае он принудительно выводится из общественного пространства. Именно в этом коренное различие между двумя коммунистическими утопиями великих советских фантастов.

А вот комфорт общественного транспорта в мире Ефремова просто запредельный. Панорамный иллюминатор, удобное кресло, огромные промежутки между рядами кресел.

Для коммунаров Ефремова своим домом является вся вселенная. И её пространство, в том числе населённое другими разумными существами, они считают личным. И обустраивают его как собственный дом. Отсюда и размах преобразования природы Земли в будущем по Ефремову. Детей в ефремовском мире изначально учат уважать личность каждого коммунара и не лезть в чужие дела. Даже когда Рен Боз затеял свой опасный эксперимент, ему стали помогать, не спрашивая, разрешён ли его опыт Мировым Советом или хоть какой-то научной инстанцией. Ефремовским коммунарам попросту не нужно никаких внешних разрешений, каждый из них принимает собственное решение, не оглядываясь на внешние авторитеты и не нуждаясь в них.


Бытовой техники, позволяющей создать удобную обстановку в любом месте, в ефремовской утопии хватает.

Из этого следует несколько вполне очевидных выводов. Коммунизм в ефремовском варианте заведомо претендует не только на всепланетный, но на вселенский размах. Он в принципе не может мирно сосуществовать с любой другой организацией социума, не говоря уже об иных экономико-политических системах. Ведь если весь мир — твой дом, то его следует обустраивать целиком, не сохраняя в нём отдельные помещения для размножения тараканов. Именно поэтому в «Часе быка» экипаж земного звездолёта счёл себя не просто вправе, но и обязанным вмешаться в дела планеты Ян-Ях и приложил все усилия для коренных преобразований местного общества.

Второй вывод — ефремовский коммунизм возможен только в мире, населённом заведомо человеческим разумом. Сам Ефремов авторским произволом и всех разумных инопланетян сделал похожими на людей, но в принципе это не так уж обязательно. Лемовский Солярис или любой другой инопланетный разум, заведомо не могущий быть познанным людьми и при этом ведущий какую-то активную деятельность, в мире Ефремова попросту невозможен и сами коммунары исходят именно из такого постулата.

А отсюда можно сделать и третий вывод. При столкновении с чем-то непостижимым, это непостижимое заведомо не будет считаться коммунарами разумным. К примеру, в «Туманности Андромеды» они не стали разбираться, не обладает ли разумом какое-либо из таинственных существ, обитающих на планете «железной звезды». В американском фантастическом фильме «Чужие» есть эпизод, когда главная героиня, убегавшая от самки Чужих, задумывается на миг — не является ли эта страшная тварь разумной. Так вот, коммунару такая мысль в голову не придёт. Что означает смертный приговор всем имеющим негуманоидную форму разумным существам, которым не повезло жить в пределах досягаемости ефремовских коммунаров. Они всего лишь почистят свой дом размером со Вселенную от вредных насекомых, ничего личного.

Напоследок нужно сказать об одной мелкой детали. В будущем по Ефремову нет домашних животных. Вообще никаких, даже хомячков. И на это тоже есть причины. Во-первых они обременяли бы жителей этой утопии, которые часто переезжают с места на место. Во-вторых, они отвлекали бы их от важных дел. А самое главное — домашние животные компенсируют своим владельцам недостаток внимания и принятия со стороны других людей. Идеальным людям в идеальном обществе подобная психологическая компенсация попросту не нужна.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments