Демонтаж в Твери мемориальной доски, посвящённой памяти якобы расстрелянных НКВД поляков, вызвал истерику у официальной Варшавы.
Министр культуры Польши Пётр Глинский заявил, что намерен «решительно протестовать в этом вопросе». При этом чиновник вдруг вспомнил о польско-российских отношениях, в разрыве которых Польша за последние годы сыграла решающую роль (вспомним хотя бы массовый снос памятников советским солдатам, освободившим страну от фашистского порабощения).
«Это очень печальные вопросы, когда речь идет о польско-российских отношениях. Мы давно этого ожидали. Было давление с целью демонтировать мемориальную доску, которая говорит об очевидных и реальных делах — посвящённую памяти убитых поляков, которые были в Твери. Это печально, и мы будем решительно протестовать в этом вопросе», — сказал Глинский в интервью «Польскому радио III».
Также польские СМИ активно дублируют заявление общества «Мемориал», признанного в России иностранным агентом:
«Демонтаж этих досок — не просто вандализм. Это преступление против истории, надругательство над памятью наших сограждан и польских военнопленных, убитых в подвалах этого здания, очередная попытка отрицания всем известных и многократно доказанных документально преступлений сталинского режима».
EADaily уточняет, что несколько дней назад Прокуратура Тверской области вынесла представление о демонтаже мемориальных досок, расположенных на здании старого корпуса Тверского государственного медицинского университета в Твери. Памятные знаки были установлены в начале 1990-х годов. На одной из них написано: «В память о замученных. Здесь в 1930−50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма». На другой на польском и русском языках:
«Памяти поляков из лагеря Осташков, убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира. Катынская семья».
Прокуратура обосновала свое решение тем, что первая доска с надписью: «В память о замученных…» была ошибочно установлена на другой дом. А по польской доске прокуратура не обнаружила документов, подтверждающих написанное. По словам замначальника правового управления ТГМУ Валерия Власова, университет «просто исполнил представление прокуратуры».